Первый комментатор, появляющийся в фильме, биограф Джеймс Миллер, отмечает, что Фуко «был озабочен исследованием состояний, выходящих за рамки обычного повседневного опыта… наркотиков, определенных форм эротизма», как способа «переконфигурировать мир и свое место в нем».
По словам антрополога Пола Рабиноу, Фуко стремился воскресить вопросы, от которых в значительной степени отказалась трезвая аналитическая философия: вопросы о том, что значит быть человеком, за пределами социальных категорий, которые мы принимаем как естественные и данные, и о том, что вообще значит быть человеком в 20 веке? В этой связи, в частности в своих последних работах, он рассуждал насчет состояний, через которые человек может стать тем, кем он хочет быть, создать того, кем он хочет быть.
Рожденный в семье хирургов, Фуко также занимался препарированием, только объектом его работы были не человеческих тела. Он забирался куда глубже – в человеческие убеждения, мораль.
Мишель Фуко провоцировал своих современников идеей о том, что всевозможные формы и типы девиации (признанные отклонением европейским обществом) являются неотъемлемой составляющей этого общества. Власть нормы, по мнению философа, это сила, которая была чудны’м способом искажена в обществе. Большая часть наказаний, практикуемых в обществе, не за преступление, а за отход от установленной нормы.
В последние годы своей жизни, Фуко пытался ответить на ряд вопросов, при этом он искал ответы в пограничных состояниях, а иногда в состояниях, которые ставили его на грань между жизнью и смертью. Его комментарии о том, что этот опыт был одним из самых приятных в его жизни, подогревали в обществе дискуссию о его персоне и, разумеется, о его суждениях.
Мишеля Фуко можно назвать философом противоречий: его называли и безумцем, и гением; он переворачивал убеждения о хорошем и плохом, как ему хотелось.
Красочная жизнь и чрезвычайно влиятельные работы Мишеля Фуко были борьбой против ограничений – ограничений языка, социальных структур и отупляющей исторической идентичности. Таким образом, ему удалось вызвать реакцию ученых всех возможных убеждений, от консервативных до либеральных гуманистических. И все же системы, социальные институты власти и господства, по оценке Фуко, были именно проблемой. К этой проблеме он пытался привлечь внимание всю свою сознательную жизнь, играя с нормами и показывая их абсурдность. И если многие мыслители, писатели, поэты стремились к тому, чтобы быть творцами без биографии, чтобы их работы говорили за них, то Фуко, образом своей жизни, наоборот, подтверждал свои воззрения и убеждения.